24 марта 2015 г.

Областной этап Всероссийского конкурса "Учитель года России - 2015"

«Учитель года России» - это самый престижный конкурс педагогического мастерства. Ежегодно в нем принимают участие талантливые, инициативные и творческие педагоги, которых объединяет искренняя и безграничная любовь к профессии и детям, стремление постоянно учиться, совершенствоваться, расти. Именно такие педагоги своими оригинальными идеями, разработками задают дальнейший вектор развития кузбасского образования, определяют его завтрашний день.
За годы существования конкурса менялись испытания, порядок его проведения, но цель оставалась неизменной - выявление, поддержка и поощрение талантливых учителей, повышение социального статуса педагога и престижа педагогического труда, распространение инновационного опыта.
А.В. Чепкасов, кандидат филологических наук, доцент, 
начальник департамента образования и науки Кемеровской области
 ("Бюллетень. Учитель года - 2015")

В этом году в областном этапе конкурса «Учитель года России» принимало участие 35 высококвалифицированных педагогов, успешно прошедших муниципальный этап. Честь нашего города достойно представила Екатерина Александровна Кордешова, учитель истории и обществознания нашей школы.

Впереди у наших «охотников» за удачей были многочисленные конкурсные испытания. Сразу после праздничного открытия «Учителя года» они показали мастер-класс, в последующие дни - проводили открытое занятие, защищали образовательный проект, стали участниками педагогических дебатов по актуальным проблемам российского образования. Конечно, каждому хотелось победить и у каждого был шанс на победу. 
Конкурсное испытание «Мастер-класс», где за 13 минут предстояло продемонстрировать умение использования образовательных технологий по заранее выбранной актуальной теме и показать умение взаимодействовать с широкой аудиторией.
     Темы мастер-классов были разнообразны: «Грамматика – крепкий орешек», «Никто не создан для войны», «Экономика экономии, или как бизнес экономит свои и чужие деньги», «Живое слово», «Песни на уроках английского языка в начальной школе» и многие другие.
С поставленной задачей конкурсного испытания «Мастер-класс» абсолютно все конкурсанты справились. Ведь им каждый день приходится работать с самой строгой публикой – детьми! Все представленные мастер-классы получились очень яркими, эмоциональными и разнообразными.
Второй день конкурса для его участников начался с открытых уроков. «Уроки французского» - рассказ о хорошем учителе и, конечно, не только об уроках французского, но, прежде всего, - об уроках жизни и уроках доброты, которые главный герой пронес через всю жизнь.
Одиннадцатилетний мальчик, оторванный от дома, сталкивается с нуждой, голодает. Он в одиночку, как может, борется за свое существование, не теряя при этом чувства собственного достоинства. Благодаря молодой учительнице французского Лидии Михайловне ребенок открывает для себя мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать (бескорыстно н незаметно). Он, конечно, выучил французский - единственный предмет, который ему не давался, но главное -получил уроки духовного взросления, без которых невозможно стать Человеком.
Наверное, именно таких уроков мы получили от Учителя.
Главные герои этого дня были - учителя и дети. Его декорации гостеприимный лицей № 62 г. Кемерово, который как всегда тепло принял конкурсантов. Отдельное спасибо ученикам - они поддержали педагогов поднятыми руками, горящими глазами и грамотными ответами. Некоторые уроки даже закончились аплодисментами!
На уроке Кордешовой Е. А. (Новокузнецкий ГО), в 10 «В» учащиеся сравнивали политический процесс с часами, в котором все механизмы должны работать слаженно. Рефлексия проходила в виде флэш-моба. Каждый ребенок должен был оценить и «принять на себя» те суждения, которые высказывал педагог. Екатерина Александровна использовала метод синектики – сравнения.
В конце этого дня проходили педагогические дебаты, которые продолжились  и на следующий день.
Ведущими «Педагогических дебатов» были члены регионального Клуба «Учитель года Кузбасса» Олег Викторович Петунии и Наталья Валерьевна Наконешнюк, Сергей Александрович Иванов и Наталия Владимировна Клещерова.
Первая предложенная для обсуждения тема «Школа XXI века: без классов, уроков, предметов и ... учителей». Обсуждение было жарким. Каждому конкурсанту предоставилась возможность высказаться.
О роли учителя в современной школе рассуждал А. Ю. Лисов, учитель физики из Беловского городского округа. Алексей Юрьевич уверен: «Учитель был, есть и будет. Учитель - это ветер, направляющий корабль. Для ученика учитель - это светило, без которого ребенку не обойтись. Только учитель может воспитать достойного ученика». Т. В. Кудашкина считает, что все школьные предметы в XXI веке должны быть сохранены, ведь именно благодаря им у ученика формируется общая картина мира.
Подводя итог разговора по первой теме, О. В. Петунии подчеркнул, что в классно-урочной системе обучения заложен огромный потенциал. Это основа, а вот «начинка» современного образования должна соответствовать требованиям общества.
Вторая тема для обсуждения - «Стандарты в жизни школы: свобода или ограничения?». Ведущая Н. В. Клещерова предложила конкурсантам формат свободной беседы. Поэтому обсуждение получилось бурным и открытым. Конкурсанты разделились на две группы: одни отстаивали мнение о том, что стандарт дает свободу педагогу, а другие уверены, что он ограничивает деятельность учителя.
В заключение участники дебатов пришли к выводу, что если учитель талантлив, то для него в ГОСТах нет никаких ограничений.
Третий день конкурса
В первой группе конкурсантов «Педагогические дебаты» провели Елена Ивановна Ильина и Сергей Александрович Москаленков. В качестве разминки педагогам предложили ответить на вопрос, каков он, успешный учитель. Мнения были такие: «Успешный учитель - это .. .успешные ученики»,«.. .творческий учитель»; «...человек, которому в жизни удается очень много»;«.. .тот, к которому хотят идти на урок и не забывают после окончания школы»; «...это учитель, который работает на результат».
Ведущие разделили участников на две команды, объявив тему дискуссии: «Успешный учитель сегодня: грамотный технолог или талантливый импровизатор?». Четыре конкурсанта выбрали роли грамотного технолога, четверо - талантливого импровизатора. В ходе разговора они высказывали свои мнения о том, например, что импровизировать на уроке надо, но в определенных рамках, которые ограничиваются технологиями; технологии надо знать, чтобы импровизировать; импровизация - не легкомыслие, если она хорошо подготовлена. Но и выбранная педагогическая технология, и талантливая импровизация должны быть нацелены на ученика. Способность к импровизации зависит от знаний учителя, степени его владения современными педагогическими технологиями. Конкурсанты предложили ввести в программу повышения квалификации учителей тренинги по обучению импровизации!
Активное обсуждение вызвал вопрос второй части педагогических дебатов: «Совместимы ли широкая доступность к образованию и качество образования?», который предложили Инна Якубовна Бережнова и Наталья Александровна Поварич. Участники дискуссии говорили о несовместимости доступности и качества образования; о том, что качественное образование невозможно без учителя, несмотря на широкие возможности дистанционного обучения. Волновали аудиторию вопросы образования детей с особыми потребностями, качества обучения в отдаленных от города поселках. Все остались едины во мнении о том, что всё зависит от учителя!
С. Фурсова, методист КРИПКиПРО


Конкурсная новинка 2015 года – защита образовательного проекта. В этом году конкурсантам предложили поработать в проектных группах и за короткий промежуток времени «выдать» на суд экспертов такой проект, чтобы он был и актуальным, и новым, и интересным.

В проектную деятельность включились семь творческих групп. Им было предложено семь направлений деятельности.
Екатерина Александровна Кордешова вошла во вторую группу, вместе с Лукьяненко Н. С., Конашковым Р. В., Коровиной С. А., Бураковой О. М.. Группа направила все свои усилия на создание такой образовательной среды, которая помогла бы раскрыть свои таланты каждому ребенку. Для этого они придумали «ШАР» (Школа активных ребят), вспомнили про социальное партнерство и закончили свое выступление девизом «Тебе доступно все!».
Новое конкурсное испытание оценили члены регионального клуба «Учитель года Кузбасса», посчитав, что проектирование сегодня более актуально, чем представление опыта работы. Нашло поддержку это конкурсное испытание и в зале: все представленные проекты «заработали» аплодисменты!
Вот и завершены все конкурсные испытания. Казалось бы, все позади… Мы всей школой  вместе переживали за Екатерину Александровну  и довольны даже специальным призом от профсоюза. Думаем в следующем году мы возьмем эту вершину!
Но главные волнительные моменты – впереди! Потому что, пройдя через все конкурсные испытания, они уже получили то, зачем пришли на конкурс: проверку собственных возможностей, обмен опытом с коллегами, повышение профессионализма и многое другое.