1 декабря 2015 г.

«Китайские» секреты русской грамотности

Недавно на параллели шестых классов был конкурс-праздник. Названия команд у всех напечатаны на специальных табличках, а наша куда-то затерялась. Ребята уже приготовились расстроиться. «Не переживайте! – говорю. – Напишем от руки». Оперативно нашли яркий фломастер, я вывела аккуратно и крупно название команды на свёрнутом табличкой альбомном листе. «Краси-и-во! Вот бы и нам так научиться писать…» - говорят ребята. «Я знаю, это называется «каллиграфия», я бы очень хотела на такой кружок походить… Да нет такого нигде!» - вздыхает Алиса. «А хотите… у нас будет?» - предлагаю своим ребятам.


Еще во время учёбы в вузе мне в руки попала книга московской учительницы Марии Ганькиной, где целая глава «Китайские секреты русской грамотности» посвящена её «педагогическим опусам» - авторское определение. В 90-е годы она занялась проблемой неразборчивых почерков и придумала своё «лекарство» - кружок «Каллиграфия» в 4 – 5 классах. Обычное чистописание она заменила знакомством с искусством красивого письма. Сначала выводили перьями и тушью буквы и элементы украшений, затем имена великих, потом афоризмы… Материалов накопилось на целый альманах! В результате занятий не только улучшался почерк, но и повышалась грамотность: попробуй-ка регулярно выводить от руки тексты, уделяя внимание каждой буковке и каждой запятой! Поневоле запомнятся и словарные слова, и знаки препинания. Прочитала я эти «опусы» и подумала: здорово, когда-нибудь нужно обязательно попробовать. И вот – на ловца и зверь бежит!
Договорились о первой встрече. Пригласила пятиклассников. Рассматривали рукописи и шрифты разных эпох и стилей, пытались повторить отдельные элементы. Все окрестные магазины и все родители были мобилизованы моментально: нужны тетрадки в косую линейку и перьевые ручки! На худой конец и гелевые пойдут. Но с пером можно тренироваться в нажиме. 
Вскоре последовали и первые восторги. Никто не думал о себе, что он может ТАК писать! И вот уже в домашних работах по русскому языку то там, то тут замечаю элементы «каллиграфии», как условно мы называем наше «искусство». И постоянно мне приносят – кто на аккуратно вырезанных из альбома листочках, кто в тетрадках в косую линейку – домашние упражнения в чистописании, которые им никто не задавал! И пусть это не настоящая каллиграфия и не строгие чертёжные шрифты, но все чаще проявляется нажим и наклон. И главное – все чаще появляется желание стараться писать красиво везде. Если сравнить старые рабочие тетрадки ребят с нашей заветной в косую линейку, и вправду можно будет подивиться. Многие мамы были приятно удивлены, получив на свой праздник в конце ноября открытку с поздравлениями, старательно выведенными от руки. Стремимся совершенствоваться и дальше! 
«Я дома тренировалась, выписывала из учебника по литературе имена, отчества и фамилии писателей», - говорит мне Соня и протягивает тетрадку со своими домашними упражнениями в каллиграфии. Красиво! И очень приятно, что это и вправду интересно ребятам. Вот так из одной фразы и прочитанной книги появился в нашей школе новый кружок. Хотите к нам? Присоединяйтесь!
О.В. Исаева