6 сентября 2017 г.

Россия, устремлённая в будущее

1 сентября 2017 г. тематический классный час «Россия, устремлённая в будущее», предложенный Министерством образования и науки для всех школ страны, для 10 и 11-классников нашей школы прошел в форме урока-дискуссии, в центре внимания которого оказался вопрос «Каков идеальный портрет выпускника нашей школы 2018 года – года 400-летия  Новокузнецка?»

Шумная атмосфера, царящая в актовом зале школы, куда на первый урок Первого сентября 2017 года пришли 10 и 11-классники, не дала возможности услышать звонок. Точкой отсчёта стали слова ведущих – выпускника 11А класса Николая Таскаева и учителя истории и обществознания, кандидата исторических наук, ветерана труда Сергея Николаевича Пивень: «Просим всех встать. Здравствуйте! Начинаем наш урок!».
Как и любой урок, этот тоже начался с важного организационного момента, то есть выяснили, кто присутствует. Бурной овацией приветствовали учащихся новых сформированных 10А и 10Б классов, затем выпускников этого учебного года из 11А и 11Б, классных руководителей, заместителя директора школы по воспитательной работе Ольгу Викторовну Ранневу, гостей.

С вступительным словом к участникам обратилась директор школы Светлана Васильевна Родионова. Она отметила, что учащиеся должны понимать, что им жить в России будущего, что они основа нашего государства, осознавать своё место в современной России и её развитии, ясно представлять себе возможности построения карьеры, создания семьи в гарантируемых государством условиях.
Принимая во внимание, что на каникулы домашнего задания участники урока не получали, поэтому традиционную часть урока, коей является проверка домашнего задания, заменили проверкой ранее изученного материала. Присутствующим напомнили некоторые страницы 400-летней истории родного города и провели мини-опрос, который был увязан с темой урока-дискуссии: «Каков идеальный портрет выпускника нашей школы 2018 года – года 400-летия  Новокузнецка?». В этой части урока тоже не обошлось без полемики. Наиболее аргументированно свою позицию высказывал Даниил Ястребов из 11А.
Было сказано, что наши 11-классники получат возможность самостоятельно смоделировать портрет выпускника средней полной школы и сравнить его с нормативным документом – ФГОС СПОО. Предстояло выполнить мини-проект, задания которого носят проблемный и творческий характер. Актуальной стала информация об истории традиций нашей школы. Известно, что наша школа одна из старейших школ Орджоникидзевского района города Новокузнецка. Номеру школы более 50 лет, до 1982 года это была восьмилетняя общеобразовательная школа. В 1982 году в связи с постройкой нового здания получен статус средней школы. В этом учебном году нашей школе исполнилось 35 лет! В 1982 году в средней школе № 64 начала работать Лидия Ивановна Кожевникова учитель истории и обществознания. Участники урока-дискуссии её сердечно приветствовали (особенно радостно это сделали учащиеся 10А, классным руководителем которого является Лидия Ивановна) и пригласили ветерана школы «К доске!». Волнуясь, делилась она своими воспоминаниями. А, затем, перешла к главному: «Выпускникам нашей школы во все годы было присуще…». С этого момента особенно внимательны были 11-классники, которые чуть позже приступили к выполнению проектного задания.
Пока за партами, установленными в актовом зале, будущие выпускники работали над вербальным (словестном) портретом выпускника нашей школы 2018 года, незанятым в выполнении задания участникам было предложено принять участие в ещё одном учебном мини-проекте «Топ-10 моих качеств как современного человека». Чтобы участники не запутались, Николай (в белой рубахе), зачитывал текст, который на слайдах написан на белом фоне, а Сергей Николаевич (в черной рубахе) зачитывал текст, который на слайдах был написан белыми буквами на черном фоне. Участники экспресс-голосованием присоединяться к тому или иному мнению. Так ещё в нашей школе дискуссия не проходила! И итоги дискуссии так быстро ещё не подводились. Все увидели победителей, которых можно на сегодняшний день назвать «Самый успешный человек!». Было отмечено, что каждый человек может стать успешным, если захочет и разовьёт в себе необходимые качества.
Успешно справились с выполнением проектного задания и учащиеся 11А, и учащиеся 11Б. Подводя итоги, Ольга Викторовна Раннева отметила, что смоделированные независимо друг от друга два варианта идеального портрета выпускника нашей школы наступившего учебного года в основе соответствуют портрету выпускника по федеральному государственному стандарту (основные положения ФГОС для сравнения были показаны на большом экране). Она, подчеркнула, что в современных социально-экономических условиях особое значение приобретают, прежде всего, подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни, воспитание и развитие инициативной, творческой, предприимчивой личности, её самоопределение в будущей профессиональной карьере. Выпускник должен быть не просто знающим человеком, а  умеющим ориентироваться в жизненной ситуации и способным решать возникающие проблемы.
В заключение участникам урока-дискуссии предложили ответить на следующий вопрос: «Как правильно выбрать профессию?». Незамедлительно последовал ответ Софьи Черданцевой из 11Б класса: «Секрет в значении трёх слов Хочу, Могу, Надо». Действительно, первое слово «Хочу» подчёркивает, что занятия, которые ты делаешь как в школе на уроке, так и во внеурочное время, выполняется с желанием получить необходимые умения и навыки, второе слово «Могу» – профессия должна соответствовать твоим возможностям (состояние здоровья, уровень знаний и умений), третье – НАДО, то есть  эта профессия необходима на рынке труда России.
С.Н. Пивень, учитель истории